Как тебя зовут, и чем ты занимаешься?
Юлия Никопоренко, я советник министра Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, занимаюсь вопросами цифровизации городской среды.
В том числе и Умный Город?
Преимущественно он.
Что это такое?
Популярный вопрос. Умный Город это комплекс мероприятий, основанный на цифровизации отраслей городской экономики. Здесь мы говорим про транспорт, экологию, безопасность, ЖКХ, строительство и даже туризм. Это история не только о цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и о комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры в целом. Главная цель проекта — сформировать эффективную систему управления городским хозяйством, основываясь на актуальных и достоверных данных, создать безопасные и комфортные условия для проживания горожан.
И это какая-то единая программа, или просто набор мест, где применяются цифровые технологии?
Проект «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». На уровне региона существует региональный проект “Умный город”, который в ближайшем будущем станет частью государственной программы области “Информационное общество”.
В перспективе по итогам реализации проекта должен появиться “Цифровой двойник города”, куда будет стекаться информация о городской среде, анализироваться, моделироваться. Сегодня у нас есть только разрозненные цифровые сервисы по некоторым отраслям, например, в транспортной отрасли.
Какие элементы цифровизации городской среды можно будет пощупать, увидеть в ближайшее время?
С определенностью можно сказать, что в ближайшее время, до конца 2019 года у нас, как и в других регионах, появится платформа взаимодействия граждан и органов власти. То есть сайт, а возможно и мобильное приложение, где мы сможем общаться с органами власти онлайн — отправить сообщение,поучаствовать в опросах или голосованиях, оставить свое предложение и так далее.
Наша область станет участником пилотного проекта министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Аналогичные решения уже есть в нескольких регионах, например “Добродел” в Московской области. Но они создавались регионами самостоятельно за счет средств собственных бюджетов, а мы в Саратовской области попытаемся стать пилотным регионом для федерального решения.
Кроме того, уже сегодня в крупных городах области мы можем видеть передвижение общественного транспорта он-лайн, пока это небольшой процент, но мы над этим работаем.
Есть и другие примеры — “умные дома”, общедомовые приборы учета с возможностью дистанционной передачи данных — все это реализуется у нас с 2018 года.
То есть мы идем простым путем — берем существующие процессы и переводим их на новые технологические рельсы. Есть ли видение и понимание, что можно сделать с информационными технологиями в области государственного и муниципального управления, чего принципиально нет сейчас?
Сегодня цифровая трансформация государственного и муниципального управления — это общероссийский тренд. Органы власти должны стать эффективнее, удобнее для своих граждан, соответствовать их запросам. Цифровая трансформация — это не только цифровизация самих процессов, но и их реинжиниринг, стандартизация, главными принципами которых становятся клиентоориентированность, открытость и снижение издержек. Информационные технологии являются основой этих изменений.
Какие возникают сложности?
Конечно, есть сложности. Нужны технологии, нужен бюджет, нужны люди, которые понимают принципы работы в новых условиях с новыми инструментами управления.
Как известно, существует перечень приоритетных “сквозных” технологий, которые наиболее актуальны для экономики нашей страны: это большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей и ряд других. Нам нужно научится применять все эти вещи, там где это необходимо, а также специалисты, из числа государственных и муниципальных служащих, которые смогут это сделать.
Кадры — это серьезный вопрос, системная проблема. Полагаю, у нее должен быть какой-то план решения?
Безусловно. Есть большая национальная программа “Цифровая экономика”, в рамках этой программы есть блок “Кадры для цифровой экономики”. Госслужащих обучают новому взгляду и способам работы в реалиях “цифрового” управления.
Например, проектному управлению. Сегодня оно активно внедряется на всех уровнях, на курсах объясняют что это такое, проигрывают различные сценарии на практике. К концу курса слушатели сдают собственный проект. Есть и теория — приезжал профессор из Кембриджа, читал очень интересные лекции про нейронные сети, существующие подходы к их применению и самое главное — для чего это нужно. Важно ведь не только знать технологии, но и понимать куда их имеет смысл применять. Да, искусственный интеллект это круто, но чем он нам поможет прямо сейчас? Вопросы применимости технологий к государственному управлению тоже прорабатываются.
Госслужащий должен понимать не только как собирать и обрабатывать данные, но и зачем это делать.
Еще рассказывают различные юридические аспекты применения технологий, делятся успешными кейсами внедрения цифровых технологий на практике. Например, много всего реализовано в Москве, которая с 2011 года интенсивно цифровизируется, и является одним из самых продвинутых в этом плане регионом России.
И этот опыт оказывается полезен.
Да, потому что регионам иногда непонятно с чего именно начать.
Суммируем: какие-то крупные блоки централизованно делаются на федеральном уровне, где-то регионы идут впереди и сами продвигаются вперед, на уровне подготовки кадров действует федеральная программа обучения и развития.
Какие еще есть сложности, потому что со стороны кажется что все это нужное направление не очень-то двигается. Хочется понять почему. И довольна ли лично ты тем, как все продвигается.
Есть сложности с пониманием того, а как оно вообще должно быть. И в той же самой Москве — в частности. Ответа на этот вопрос ни у кого нет. Вот есть портал, он классно работает, но на практике все оказывается не так радужно и не так удобно. Так что однозначных ответов нет. Нам в каком-то смысле повезло — мы можем использовать опыт других регионов, где на цифровое развитие выделялись внушительные бюджеты и регионы уже серьезно продвинулись в этом направлении, речь здесь прежде всего о Москве и Московской области, конечно. Айти это деньги, и тут мы ограничены в ресурсах. В том же Умном городе есть очень много блоков, но чтобы все это внедрять нужны крупные проекты и государственно-частное партнерство. Мы активно ведем работу в этом направлении.
Возьмем, к примеру, общественный транспорт. Более-менее понятно, что можно с ним сделать — на первом шагу это контроль маршрутов, местонахождения транспортных средств, анализ собираемых данных. Датчики ГЛОНАСС на общественный транспорт обязали устанавливать больше 10 лет назад. А сейчас, как я понимаю, мы только начинаем агрегировать и показывать эти данные. Почему так медленно?
Есть свои нюансы — это чей-то бизнес, он работает, и многие владельцы не горят желанием раскрывать детали функционирования систем, думаю поэтому. Когда мы начнем собирать данные в полном объеме — можно будет предметно говорить с перевозчиками о нарушениях — чтобы они не “резинили” на прибыльных участках, не стояли подолгу на остановках и так далее. Режим “он-лайн контроля” позволит детально фиксировать все нарушения и говорить с перевозчиком на “языке фактов”, применять штрафные санкции. В течении ближайших лет мы придем к такому формату взаимодействия.
А есть понимание что с этими данными делать? У нас в Саратове была группа единомышленников, которые собирали довольно много открытых данных — и по экологии, и по транспорту, и статистические данные. И оказалось, что никому это не интересно.
Умный город подразумевает, что все данные стекаются на платформу-интегратор, которая станет своего рода моделью города. Будут разные слои — транспорт, ЖКХ, экология, и можно будет с ними напрямую работать. Хочется чтобы мэр, или чиновник, принимающий решения по транспорту, мог, например, поменять режим работы светофоров, и посмотреть как изменятся от этого транспортные потоки. Посмотреть и понять, эффективно ли это решение. Но это пока далекая точка, к которой надо прийти ну, может быть, за 5 лет, на которые рассчитан текущий ведомственный проект, начатая с этого года.
То есть мы находимся в начале пути.
Не совсем. Есть аппаратно-программный комплекс “Безопасный город”, связанный с вопросами идентификации граждан, массовом оповещении населения — они прошли на несколько шагов дальше, потому что именно с безопасности начиналась цифровизация.
Что касается городского хозяйства — комплексно вопрос цифровой трансформации городского хозяйства начал рассматриваться в 2019 году.
Разработана программа мероприятий до 2024г, сформирована межведомственая рабочая группа для совместной работы по плану. Планируется работать именно с теми специалистами, которые непосредственно работают с процессами, которые будут трансформироваться. Погружаемся в детали, понимаем какие данные и как собираются, зачем они собираются, какой результат будет на выходе — вот так в идеальном варианте все должно быть!
А у вас экспертиза в такого рода работах есть? Просто существуют и программные средства, которые помогают в документировании процессов, и технологии интервьюирования, и методы обработки собранных данных. Чтобы на выходе получилась не цифровая копия существующего процесса, а что-то более эффективное.
Сделать реинжениринг, да. Если говорить про построение айти-архитектуры, то я считаю, что здесь должны работать профессионалы. Результатом этого этапа должно быть техническое задание, которое можно будет реализовать.
С государственным сектором чаще всего работают крупные компании, такие как “Ростелеком”, в истории с “Умным городом” будет также?
Не факт совсем. Крупные компании, как Ростелеком,Мегафон или другие интересны когда мы говорим о государственно-частном партнерстве — концессии, инвестпартнерстве, или сервисной модели работы. Когда от партнера требуются не только компетенции, но и финансовые вливания, когда партнер отбивает свои инвестиции за счет коммерциализации продукта. Любая компания, которая готова выполнить условия контракта, — нам подходит, никаких предпочтений в выборе партнеров нет. Не вижу оснований для того, чтобы ограничивать список участников этого процесса только крупными компаниями.
Какая может быть коммерциализация у продуктов, относящихся к Умному Городу?
Например, возможна концессия по умным остановкам, где можно показывать рекламу или сдавать в аренду участок под банкомат или точку продажи, допустим, кофе. Надо индивидуально подходить к каждому проекту, возможности коммерциализации там есть.
Ты работаешь с большим количеством людей, часть которых достаточно хорошо понимают современные технологии, а основная масса ориентирована на другое, и в плане айти их уровень развития близок к начальному. И это все надо как-то скомпоновать, чтобы выйти на новый уровень развития всей системы.
Есть блок министерства экономического развития, который курирует Госуслуги и Электронное Правительство, для них информатизация это профильное направление. И кстати, сервис Госуслуг в Саратовской области признан одним из лучших в России — это их заслуга. В отраслевых министерствах профильных специалистов в области цифровой трансформации пока не много.
В Минстрое это все стало актуально в 2019г, и я получила приглашение на эту позицию достаточно недавно, и если честно до этого представление о цифровой трансформации и ее задачах было довольно туманное. Я интенсивно прокачиваюсь в этом направлении, важно разобраться в деталях, чтобы видеть картину в целом.
Так тебе нравится чем ты занимаешься? Сдвинуть несдвигаемую массу очень тяжело.
Я люблю сложные задачи. Когда все ясно, есть пошаговая инструкция — тут любой справится. Когда нужно думать, взвешивать варианты, выдвигать разумные предложения, общаться с экспертами у каждого из которых очень разное видение одной и той же проблемы — вот тут становится интересно.
Задача советника — сформировать адекватную картину и дать спектр вариантов для тех, кто принимает решения.
Моя первоочередная оперативная задача в этом году — запустить портал обращений граждан, потом будем идти дальше. Параллельно мы пытаемся работать и с другими сервисами, потому что Умный Город он же имеет межотраслевой характер. Разумно говорить о создании специального органа власти, который будет заниматься вопросами цифровой трансформации. Слишком много всего увязано чтобы пытаться решить задачу в рамках одной отрасли.
Что бы ты назвала своими задачами на полгода-год?
До конца 2019г надо внедрить платформу для вовлечения граждан в управление городской средой. Чтобы стать пилотом предстоит очень многое сделать.
Плюс хочется создать отраслевые сервисы по транспорту, экологии, ЖКХ. Хотя бы по одному на отрасль для начала.
Процесс которым ты занимаешься исключительно важен, и он фактически закладывает фундамент совершенно нового государственного управления — здесь, сейчас, в Саратове. Качество реализации этой задачи очень зависит от уровня людей, ею занимающейся. И если тебе некому помочь — при всем уважении, вряд-ли эта задача будет решена на высоком уровне. Она просто слишком большая для одного человека. Это лучше чем ничего, но хуже чем надо. По крайней мере так выглядит.
Абсолютно правильно. Здесь нужна команда профессионалов, которые понимают как строится айти-инфраструктура, что такое информационная безопасность, и так далее. Мы же говорим о персональных данных, о чувствительных данных относительно городской среды.
Довелось мне пообщаться с руководителем проектного бюро одного из саратовских заводов. То чем он занимается это чистой воды айти, он рассказывал про их автоматизацию, какие-то процессные задачи и проблемы, достижения и успехи — и стало очевидно, что рядом с ним в профильных айти-компаниях работают люди, которые ушли далеко вперед, и все их проблемы давным-давно решены. У него в отделе приличные зарплаты, но они варятся в собственном соку и озадачены автоматизацией сбора данных или построением трекинговой системы, для чего решения давным давно есть. Но протянуть руку и спросить консультации почему-то не получается. А руководство, которое должно выделить бюджет и одобрить решения стоит еще дальше, и объяснить ему необходимость даже небольших тарт удается не всегда. В итоге они все тухнут и разбегаются по профильным айти-компаниям.
Мне кажется, на втором-третьем шаге ты окажешься в похожей ситуации.
Ты знаешь, то, что у нас сейчас немного цифровых сервисов это даже хорошо. Хорошо потому, что мы можем комплексно взглянуть на проблемы и опыт других регионов. Потому что там, где начали чуть раньше сейчас начинается разинтеграция существующих систем, которые сложно привести к единому основанию и посчитать модель процессов города. Все разрозненно, кураторы разные, собрать воедино невозможно.
Мы на этапе реализации крупных проектов. И мы даже в выигрышном положении, потому что в области много айтишников, работающих над задачами мирового уровня, и если из привлечь к нашим — можно добиться очень многого.
И для этого необязательно нанимать их в штат.
Естественно. Сотрудничество возможно в рамках участия в рабочих группах, экспертных консультаций, ГЧП, государственных закупок, конечно же.
Что ты видишь главным в задаче, которую решаешь?
Будет круто если получится привлечь айти-потенциал области к решению наших задач, замешать в единое целое, и продвинуться вперед в решении проблем умного города.
Я пытаюсь черезу участие в Юконе и других саратовских айти-мероприятиях понять эту среду, узнать что это за люди, что они знают и умеют. Пока все очень интересно, многие могут понятно и подробно рассказать об интересующих их областях, виден высокий потенциал.
Осталось понять как его использовать — как привлекать наши местные айти-компании к решению задач Умного Города, потому что сейчас они иногда работают с другими регионами над похожими задачами.
Чтобы двинуться вперед в этом вопросе надо выстроить айти-инфраструктуру, понять как будут взаимодействовать друг с другом различные отрасли и различные участки одного сервиса. Потому что бывает что куплен сервис “под ключ”, подключен, а фактических проблем он не решает. Деньги потрачены, волшебства не происходит, укрепляется мнение что все цифровые решения это дорого и бесполезно.
А есть вообще понимание места России на мировом уровне в этом процессе цифровизации управления?
Россия же очень неоднородная. Вот Москва находится в десятке лучших в мире по цифровизации городской среды. По странам вообще не сравнивают, только по городам.
Теперь вопрос в том, чтобы передовой опыт Москвы оказался понятым и востребованным в регионах, в рамках запущенной цифровой трансформации.
Мне кажется что вопрос айти-грамотности рядового госслужащего это краеугольный камень успешности этой самой трансформации.
Мне кажется что уровня базовой грамотности достаточно. В Москве есть департамент айти, есть смарт-сити лаб, которая разрабатывает проекты и передает их курирующему органу. Если в процессе реализации проекта возникают проблемы — они совместно их решают.
Госслужащий все же должен быть глубоким профессионалом в своей области — образовании, транспорте — и решать свои специфичные задачи. Все новые айти-штуки должны помогать ему по-новому решать эти самые задачи. А специалистами в айти должны быть сотрудники айти-департамента.
Вместе с тем, если люди на нижнем уровне не будут сами видеть где есть пространство для оптимизации с учетом информационных технологий, не будут приносит свои предложения — процесс будет идти очень медленно. Не работает система, или плохо работает, а почему — непонятно. А должна быть живая самоподдерживающаяся система, и без квалифицированных кадров внизу настроить ее эффективную работу будет трудно.
Поэтому в ближайшем будущем работа будет выстриваться по принципу кросс функциональных команд. Мы, кстати, для Умного Города собираем межведомственную рабочую группу на этом принципе, которая будет координационном органом.
Я знаю, что ты участвовала в Цифровом прорыве.
Сначала я участвовала в Школе Молодых Управленцев, флагманский проект нашего губернатора. Мы делали проект про умные остановки, и с этого началось мое увлечение цифрой. Он оказался одним из лучших, и, на тот момент руководитель областного Минстроя, Дмитрий Валентинович Тепин, предложил мне заниматься вопросами цифровизации городской среды.
Сейчас я принимаю участие во всероссийском конкурсе “Цифровой прорыв”. Команду мы собирали фактически на месте, через онлайн-заявку. Я как капитан подбирала варианты, но в последний день у нас не было ни дизайнера, ни программиста. И они появились буквально в последний момент, это было очень круто.
В Цифровом прорыве ты выбираешь область, и решаешь в ней заранее сформулированную задачу. В отборочном туре в Саратове у нас было вовлечение граждан в управление городом. Мы с нашим проектом вошли в тройку отобранных для участия в финальном этапе, в Казани. Поскольку команда была свежесобранной, этап обмена идеями, что и как можно сделать, проходил очень бурно и круто. И итоге мы решили делать приложение, такое же удобное как Инстаграм, предлагающее объединенную вокруг города ленту новостей, куда можно сбрасывать фотографии, опросы, жалобы, извещения о событиях.
И те, кто видит события могут их лайкать, указывая на актуальность и важность. В рамках хакатона мы даже сделали рабочий прототип на Питоне.
В финале в Казани нас ждал более серьезный конкурс — ведь со всей России съехались более 3000 тысяч участников. Конкуренция была на уровне. Но мы не сплоховали, дошли до финала и почётно закрепились на третьем месте в своей номинации по результатам финальной презентации. Есть куда расти.
Скажи пожалуйста, чему ты собираешься учиться дальше?
Я недавно прошла курс по машинному обучению. Едва ли я смогу что-то запрограммировать в ближайшем будущем, но по крайней мере понимание как это работает есть. Собираюсь доучиться на курсе “Руководитель цифровой трансформации” от Высшей школы госуправления РАНХиГС. Это объемная программа, где есть и очные и дистанционные блоки, в ноябре поеду в Москву на защиту выпускных проектов. Параллельно самостоятельно учу английский язык — в школе были неплохие знания, стараюсь развивать их дальше.
Чему конкретно вас там учат?
Что такое новые технологии, как их применять, приносят опыт реальных проектов. Например, об опыте построения айти-инфраструктуры в Министерстве культуры РФ. Все федеральные музеи России объединены в единую информационную систему, и нам рассказывали про технические и организационные детали того, как это было реализовано. Этот опыт позволяет обучавшимся на другом уровне рассматривать и оценивать проекты цифровизации, которые предлагаются организациями-подрядчиками.
Отдельное внимание уделяют моделям взаимодействия госорганов и бизнеса в рамках реализации совместных проектов. Ведь если бизнес участвует в том или ином проекте — значит он видит перспективность и прибыль. И привлекать их тоже надо уметь.