Давай знакомиться. Как тебя зовут, чем ты занимаешься, о чем хотела бы поговорить?
Меня зовут Наталья Тиунова, я старший дизайнер студии графического дизайна DILANCE, о дизайне и поговорим.
Тебя не удивило предложение интервью от айтишного издания?
Дизайн это тоже айти. Мы настолько крепко связаны с разработчиками, что не имеет смысла это разделять. По крайней мере, если мы говорим про UX и дизайн интерфейсов.
И давно ты этим занимаешься?
Мне кажется, всю сознательную жизнь. С последних курсов университета и вот уже более пяти лет.
Немного про свою компанию — кто вы, чем занимаетесь, что считаете своей сильной стороной?
Мы занимаемся любым графическим дизайном — от разработки меню для кофейни до интерфейсов сложных приложений, брендингом, логотипами, баннерами и листовками. Разные дизайнеры предпочитают разные направления.
Сначала для меня это был легкий способ заработать немного денег на фрилансе, но постепенно подработка переросла в полноценную работу, и мы втроем открыли свою компанию. Сейчас у нас 5 человек в штате, плюс периодически мы привлекаем кого-то под заказ.
Какого рода дизайном ты предпочитаешь заниматься?
Интерфейсы, веб-платформы, приложения — вот что мне нравится.
Старший дизайнер — это значит, что ты смотришь за всеми остальными, или ты просто самая опытная?
Скорее второе, еще на всяких курсах и обучении я смотрю за новичками.
Что нужно для того, чтобы быть хорошим дизайнером? Например, бренд-буков.
Нужно быть достаточно смелым человеком, не бояться неординарных решений, уметь отходить от заполнивших все клише — и тогда все будет хорошо.
Но этого же мало?
Да, должны руки расти из нужного места, и нельзя делать откровенную лажу. Но творческий взгляд это главное, потому что если ты технически где-то не дотягиваешь, в компании найдется кому помочь нормально проработать твою толковую идею. Может быть, конечно, это мне сейчас так кажется, с накопленным багажом технических приемов.
Если философствовать, то дизайн хоть интерфейсов, хоть бренд-бука — это решение задачи. И чтобы ее решить, надо хорошо понять условие, владеть методами решения — и все становится достаточно просто.
У тебя 30 палаток на рынке, и ты хочешь одну из них забрендировать, как-то выделить себя из ряда, даже если у вас ассортимент примерно одинаковый. Для того, чтобы эту задачу решить, надо знать целевую аудиторию и специфику продаваемых товаров, так что задание клиента тоже, напрямую влияет на результат.
То есть бренд заказывают для клиентов?
В хорошей ситуации — да. Достаточно часто, правда, его делают “для себя”. Например, группа девушек с деньгами и свободным временем решили открыть свой бизнес. Они представили как все должно выглядеть, и им кажется, что все это очень круто. И бывает очень трудно объяснить им, что их специфический взгляд и вкус скорее всего не подойдет 99% потенциальных потребителей, которых они хотят к себе позвать.
И как же вы решаете такие ситуации?
Можно пытаться доказать свою правоту через аналитические выкладки и презентации. Так мы обычно и делаем.
Математически доказываете свою правоту?
Математически сложно, скорее через соцопросы и фокус-группы. Это тоже сложный и творческий процесс, потому что не очень полезно спрашивать “Какой цвет вам нравится — желтый или синий?”. Надо придумывать вопросы, которые покажут реальные предпочтения.
Был кейс недавно. Заказчику очень нравился его логотип, а он реально был криповый, неприятный. Мы начали искать доказательную базу, чтобы убедить его избавиться от логотипа, потому что заказчик хотел поменять все, кроме самой большой проблемы. Мы показывали логотип разным людям, спрашивали, с чем он ассоциируется. В результате с большим скрипом и не до конца, но ситуацию мы поменяли. Убеждать заказчика очень трудно, характер на характер зачастую идет.
Это особенно актуально для вопросов дизайна, где все же очень много вкусовщины.
Да, много. И это плохо. Я, например, давно отказалась от попыток доказывать что-то через “нравится — не нравится”.
Замечательно. И как же уходить от вкусовщины? Соцопросы — это та же вкусовщина, только групповая.
Ты знаешь, говорят же, что большинство не может дать неправильный ответ.
Это же неправда?
Ну, не знаю. Опыт подсказывает, что не всегда. Иногда это так, а иногда очень смелые неординарные решения выстреливают. Однозначных решений нет.
Вообще, многим не хватает эстетического восприятия, умения смотреть не на отдельные элементы и цвета, а на образы в целом. И мы стараемся привить клиентам эту способность.
Как этому научиться?
Ситуация, на самом деле, меняется в лучшую сторону. По крайней мере, как я вижу за прошедшие 5 лет. Клиенты смотрят вокруг, ездят в столицы, смотрят в Pinterest и в целом растут.
То есть дизайн побеждает.
Это похоже на теорию разбитых окон, только наоборот. Если в заброшенном доме разбить одно окно, то и остальные тоже быстро разобьют. Перекладывая на нашу работу — чтобы появились нормальные вывески, надо чтобы были чистые и ухоженные улицы, чтобы люди привыкли, что должно быть красиво. И это все потихоньку прорастает.
Дизайн-код Саратова, то, как переделали Кирова — тебе нравится или нет?
Конечно, нравится, очень правильная инициатива. Очень жаль, что не доделали до конца, и остались несколько ужасных вывесок с огромными буквами и выносными конструкциями. Не думаю, что так будет в спальных районах, а в исторических так должно быть обязательно.
Вообще, это всем бы пошло на пользу. Есть ограничения на размер вывесок и букв, эти ограничения одинаковы для всех. Тогда придется выделяться другим — уникальным предложением, качеством услуг — и это будет хорошо.
Согласен. Если у тебя есть возможность перегородить вывеской улицу, чтобы заставить прохожего к тебе зайти — ты выигрываешь, а все остальные проигрывают. Не только конкуренты, но и простые прохожие, которым ты создал неудобство. А вы в дизайн-коде Саратова участвовали?
Нет. Было какое-то обсуждение, нас туда приглашали, но в итоге все решили без нас. Были бы мы там, или нет — ничего бы не поменялось, институт Стрелка и так все знает. Это достаточно общие правила — не закрывать фасад, не заклеивать окна, буквы не больше 50 сантиметров. Выдумывать ничего не надо.
Расскажи чуть-чуть про DILANCE. Как развивались, к чему пришли?
Развитие не останавливалось. Мы начинали первыми, как маленький огонек дизайна в Саратове, и нас, благодаря этому, стали быстро узнавать заказчики…
Поговаривают, что дизайн в Саратове был и до вас.
Может, это субъективный взгляд, и, конечно, дизайн был и до нас. Но вот, например, предложения по брендингу делались от рекламных агентств, которые я не люблю всей душой и телом. Большинство из них просто печатают вывески, а бренд-дизайн это совсем про другое. Для того, чтобы его сделать, нужна определенная квалификация. Они ничего нормально сделать не могут, а место и заказчиков —занимают.
Мы начинали как фрилансеры, работали не на Саратов и набирали индивидуально какой-то опыт. Потом мы поняли, что что-то получается, решили осесть, закрепиться тут и даже устроить что-то типа крестового похода дизайна в Саратове. И похоже, что мы удачно попали в струю, потому что заказчики пошли, и дело пошло. До сих пор мы работаем преимущественно не на саратовский рынок, больше половины заказов — не местные. И в общем-то мы сейчас понимаем, что наверное этот процент будет и дальше расти.
То есть вы подуспокоились. Саратовские заказы закончились?
Нет, просто по деньгам часто выгоднее работать не с местными. Я, правда, сейчас не сильно погружаюсь в финансовые дела, этим занимаются менеджеры по продажам. Но у нас два ценника, потому что типовой саратовский заказчик, увидев наш прайс, офигевает, возмущенно машет руками и уходит.
Сколько стоят ваши услуги?
Брендинг — от 60 тысяч, и многие этим уровнем недовольны.
Как вы сейчас себя видите? Вы кто?
DILANCE — креативное дизайнерское агентство. Мы все еще намерены захватить мир, будем участвовать в дизайнерских фестивалях и продвигать себя. Фестивальные награды и рейтинги это полезно.
Кто лучшая дизайн-контора Саратова?
Конечно, мы, если говорить про дизайн. Есть диджитал-агентства, с которыми мы не конкурируем. Парапикс очень неплохо делают дизайн.
Дизайнеры в Саратове это сообщество или конкуренты, работающие в разных компаниях?
Ты знаешь, сейчас все меняется и появляется сообщество. Люди собираются, сейчас вот группа обсуждает дизайн-код Саратова. Не просто прописать общепринятые нормы для вывесок, а брендировать Саратов, сделать его узнаваемым. Я двоечница, не ходила на эти встречи, все времени нет.
Еще по жареным вопросам. Логотип Саратова, сделанный Лебедевым — нравится или нет?
Нет, конечно. Очень не нравится типографика. Фраза и посыл хорошие, а исполнение — ужасно.
Мне кажется, это сделано специально, в том числе и для того, чтобы выделиться.
Не знаю. Это очень спорно и неоднозначно, как и все, связанное со студией Лебедева.
Несколько лет, как мне перестали нравиться их продукты. Есть в голове топ студий, и ты когда открываешь их кейсы — сразу так: “Вау, как круто! Господи, ну почему не я это придумала?”. Или не сразу, но когда погружаешься в детали, понимаешь, насколько все круто и продумано. У Feel Factory так, да и много у кого.
То есть Лебедев выпал из этого списка.
Да. Не знаю, почему. Может, ему это неинтересно с возрастом стало, может, они заигрались и стебутся над людьми, может… не знаю. Они и в официальных рейтингах просели.
Вернемся к Дилансу. На какие фестивали вы собираетесь поехать?
Есть список. Red Apple и не только. Мы сейчас под них готовим кейсы, полируем.
Мне понравилось ваше портфолио. Расскажи про пару интересных или трудных кейсов из своей практики.
Из последнего — сделали хороший интерфейс для приложения В2В Urban You для заказчика из Сиднея. Было интересно работать с иностранцами, преодолевать языковые и культурные барьеры. Получилось очень смело и свежо, мы поначалу с опаской отсылали скетчи типа ниндзя-уборщика, который себе шваброй харакири делает, но они очень позитивно все воспринимали, и это было круто.
Мы все собирались сделать набор таких кейсов, чтобы рассказывать, когда спрашивают. Потому что этот вопрос в тупик ставит всегда. С одной стороны, все заказы классные. С другой — к концу проекта все так надоедает, что на эти дизайны смотреть уже не хочешь, так что кейсы не оформляются. Мы пробовали даже брать специальных людей на это, но ничего не получается. Не так просто хорошо оформить кейс.
У вас есть директор, который все определяет?
До недавнего времени все решения принимались коллегиально, тремя учредителями. Сейчас Диана Валиева будет отходить от дизайна “руками” чтобы все время посвящать вопросам развития компании.
Почему вы остаетесь в Саратове, не уезжаете никуда?
Мы ездим на всякие конференции, и вообще, дизайнеры достаточно просто работают удаленно. Ну и я сейчас ухожу из компании, уезжаю в Москву, в Stream (МТС).
Вот это поворот. А как же все, что ты говорила про Диланс до этого?
Я надеюсь остаться как идейный участник всего, что делает компания. Но мне интересно посмотреть, как делаются дела в больших корпорациях, а не в нашей уютной студии. Может, я и вернусь через какое-то время, но я бы хотела сфокусироваться на UX/UI дизайне. На новом рабочем месте я буду заниматься только этим. Оставим верстку каталогов и брендинг позади. Это, конечно, интересно и весело, но я всегда хотела сфокусироваться на интерфейсах, а в рамках многопрофильной дизайн-студии это очень сложно.
Там есть профессионалы, у которых можно учиться?
Да, мне кажется, что там можно многому научиться. Мне комфортно в Саратове, мне нравится город. Просто мне пришла пора получить новый опыт. Я вижу перспективу у DILANCE и надеюсь, что мы сможем выйти на качественно новый уровень. Для этого нужно по-другому подходить к управлению продажами.
Чем тебе нравится Саратов?
Тут хорошая инфраструктура, тут есть все, что мне нужно для того, чтобы жить счастливо. Тут живут мои друзья и близкие.
Прыгаем дальше, к UX. Чем это отличается от графического дизайна?
Это такая математика в дизайне — процесс более точный и менее творческий. Есть набор приемов и паттернов, из которых ты собираешь что-то свое. Ты думаешь не об образе, а о поведении пользователей. Начинается все просто с квадратиков — где что расположено — и с понимания поведения пользователей. Что нужно задизайнить, зачем, и почему именно тут. Если есть возможность пообщаться с пользователями — это хорошо. Чаще есть описание поведения или эскизы экранов.
И у нас есть возможность это проанализировать, посоветовать что-то поменять, увеличить, или наоборот, ужать. Дизайнили мы как-то приложение для заказа массажа, и надо было придумать путь заказа, и там было очень много вариантов компоновки. Это тоже дизайн, и тоже очень интересный.
Как вы доказываете, что ваши предложения адекватные?
У нас нет аналитиков и тестировщиков в штате, и в результате мы не можем доказывать на каких-то цифрах, приходится апеллировать к авторитетам и принятым практикам.
А как по уму это правильно делать? Что добавляется к цветовой гамме и образу, которые типичны для графического дизайна?
Как быстро пользователь разобрался, что ему делать и куда идти. Сколько времени занял путь от начала работы с приложением до цели — в случае заказа массажа это кнопка “заказать”. Где у нас расположены главные действия. Примерно так.
Эти все вещи можно же достаточно просто мерить? Делать прототип, показывать конечным пользователям и измерять время, клики и так далее?
Мы все это показываем заказчику и надеемся, что он показывает все это пользователям. Но сейчас получается решать скорее на уровне экспертного мнения, нежели цифр и данных. Но это как раз цель моего ухода в другую компанию — начать работать так, с аналитиками и UX-исследователями для того, чтобы вырасти как UX-дизайнер.
Я надеюсь в перспективе устроиться работать в зарубежную компанию, чтобы еще лучше понимать западный опыт и подходы. В общем, планы масштабные и далекоидущие.
Что бы ты сама хотела обсудить?
Хочется рассказать о том, что мы делаем для Саратова. Это преимущественно брендинг для малого и среднего бизнеса — цветочные магазины, детские клубы, кафе. Это более творческая и понятная работа. Мы делали ребрендинг Помидору, и он получился очень хороший, аппетитненький.
Для одного очень известного производителя молочных продуктов мы рисовали иконки и внутренние открытки. Хотели зайти поглубже, но они оказались очень жадными.
Как вы продаете бренд заказчику?
Мы сначала интервьюируем его, пытаемся понять, что он хочет, кто его клиенты, в чем уникальность его торгового предложения. Потом мы штурмуем это все коллективом у себя, делаем дизайн и презентацию. Я ненавижу презентации, это очень волнительный процесс, приходится изворачиваться и доказывать свою правоту. Но в 90% случаев они у нас проходят гладко почему-то. И мы всегда презентуем один вариант, самый хороший. Так правильно. На этапе предварительной работы может быть 10 разных дизайнов, но вы находите один классный, работающий, и доводите его до ума. Тогда все получается. А пихать заказчику знаменитые “три варианта” — это перекладывать на него свою работу. Зачем так делать, ты же лучше него должен знать, что будет работать.
Это как художник, который должен увидеть человека и показать на картине глубже, чем видно на первый взгляд…
Не люблю, когда дизайнера сравнивают с художником. Это вот пренебрежительное “А, вы картинки красивые рисуете…”. Это не так! Дизайн — это совсем другое, это решение бизнес-задач. И важный шаг становления профессионала — уйти от вкусовщины. Я могу посмотреть на решение и понять, что оно крутое и правильное, даже если чисто эстетически оно не в моем вкусе.
Когда приходит заказчик с готовым образом, и ты понимаешь что то, что он просит — это треш и работать не будет. Что делать?
Два пути. Мы обсуждаем, пытаемся переубедить, и если не получается — отказываемся это делать. Или делаем, если клиент предложил что-то, что перевешивает профессиональное отторжение. Но в портфолио не кладем.
То есть или гордость, или деньги.
Да. Главное, чтобы был баланс, чтобы гордость не задвигалась раз за разом, иначе ты быстро скатишься и станешь неинтересен никому. Но еще раз — заказчики растут, и то, о чем мы только что говорили, постепенно остается в прошлом и происходит все реже и реже.
Дизайнер — хорошая работа?
Да. Во-первых, у тебя есть ремесло, которое всегда прокормит. Во-вторых, приятно, когда ты своими руками делаешь что-то видимое. Хороший дизайн делает жизнь чуточку лучше и приятнее. Хоть это не всегда заметно, но всем нравится ходить по красивым улицам, пользоваться приятными и удобными вещами.
Два-три совета дизайнеру.
Будь смелее, изучай, смотри, впитывай. В интернете много ресурсов, можно научиться всему. И работай-работай-работай. Не ленись и не жалей себя.