Торопиться никуда не будем, начнем с простых вещей. Должность твоя?
Начальник Отдела информационных технологий филиала Номос-банка в Саратове.
Давно здесь работаешь?
Шесть лет, с 2007г.
Сколько вас?
В отделе три человека, включая меня. Есть еще неформальное подчинение офиса в Пензе, там работает 1 человек, недавно было два.
Если попробовать коротко суммировать то, чем ты здесь занимаешься, то ты кто?
Сантехник по компьютерам. Чистим там, где засорилось.
Как ты вообще попал в айти?
Из железа. В 94-95гг работал на заводе наладчиком, на станках по производству полупроводниковых лазеров. Потом пришла перестройка, все стало уныло, платить перестали, и я ушел на фабрику, где были станки с ЧПУ, и на них уже был софт. Потом работал админом в маленькой конторке, ну так и поехало. Много с чем работал — и с локальными сетями на никсах и винде, работал в филиале зеленоградской фирмы, которая делала микросхемы, писал базы данных для земельного комитета, которые до сих пор, наверное, работают.
Как я понимаю, в плане айти ты попробовал почти все — разве что кроме чистого программирования.
Ну скрипты и базы делал, причем с нуля.
Если бы у тебя был выбор, чем бы ты занимался?
Наверное, железом.
Что хорошего в железе? Расскажи.
Прикольно, когда оно работает. Вот оно совсем мертвое, потом ты применяешь свои навыки — и оно начинает работать. Когда реанимируешь редкую железку из тяжелого случая — это интересно. Менять типовые блоки — это нудно, конечно.
Можно чуть подробнее — в чем вызов?
Ну как навскидку-то сказать. Надо сказать, что это все довольно тяжело в эмоциональном плане.
Да, я помню этот знаменитый твит в никуда — “Перестаньте нести железо, мне тяжело”.
Просто чтобы что-то получилось, надо относиться к железке не как к куску металла, а как к чему-то одушевленному. Это помогает не бросать на полпути, и упорно долбиться в проблему.
Понятно как такой подход работает в структурах, созданных из людей. Там, чтобы добиться, надо быть упорным. Обывательский взгляд на железки другой — они либо работают, либо не работают. Получается что все не так?
Современные системы железные довольно-таки сложны. И можно использовать подход блочно-поверхностный. Не работает монитор — сменил монитор, нет проблем. А можно в том же мониторе найти неисправность и поменять блок питания, или прошивку слетевшую восстановить. И это интересно. на работе железо типовое, и проблемы в нем понятные. А вот в “частной практике” бывают интересные случаи.
Выглядит как какое-то хобби — сил занимает много, а денег серьезных на этом явно не заработаешь. Превратить это в работу не получится.
Да. Это была бы странная работа.
Скажи тогда, в реанимируемых тобой железках разных компаний — есть ли у кого-то выраженный индивидуальный почерк?
Почерком не назовешь, все решения в общем-то типовые. Если брать смартфоны, планшеты и ноутбуки — у них есть чипсетная платформа, на ней все строится. У китайцев — Асер, Асус и иже с ними — главенствует подход быстренько сляпать чтобы работало, без внимания к деталям и глубокого сквозного дизайна. Буквально видно, что не совсем совместимые готовые модули зачастую “на коленке” лепятся друг к другу.
В плане технического дизайна несколько выделяется Эппл. Они уделяют много времени вопросам энергосбережения/потребления, теплообмену. Не смотря на все косяки, они все же на пике технической мысли в данный момент. Остальные вообще не заморачиваются — ну жарит вентилятор почти все время на полную катушку, ну и пусть.
Самсунги сильно вложились в чипсеты. Они основные производители памяти и процессоров на данный момент, а в плане технического дизайна там тот же мрак.
С менеджерскими вопросами у тебя должно быть все достаточно просто.
Да, договоры всякие, контрагенты. С людьми все довольно просто — как-то так получается, что остаются те, кто не требует потоянного пристального внимания. Неадекватные сотрудники сразу выпиливаются и все.
Пробежимся по истории. У тебя же ФИДОшная нода? Можешь рассказать про ве это?
Да, была. ФИДО было довольно-таки неформальным движением по сути — как ролевики, например. Там было много очень много профессионалов, да собственно, они там и остались. Все перешло на транспорт IP, а софт, структура конференций, структура подчинения (ноды, поинты, координаторы региональные) — остались. Хотя люди массово оттуда ушли в современные социальные сети.
Как ты вообще познакомился с фидошниками?
В Земельном комитете в Энгельсе, когда пришел тупо делиться опытом с коллегами. Задавал вопросы старшим коллегам, а те посадили меня читать фидошную конференцию. Разговорились, сконтачились.
В ФИДО были интересные проблемы со связью. Нужно было очень шамански настраивать все, потому что например 31 АТС в Ленинском с 24 АТС во Фрунзенском районах дружили очень плохо, потому что соединялись по неочевидным маршрутам местных телефонных станций. Сначала мы чисто экспериментально искали ноды, с которыми это соединение давалось лучше, потом начали решать эти задачи на железном уровне — за счет определенных моделей модемов и прошивок. Вообще в настойке диал-апного модема было много тонкостей — настраивать на шумность, время отклика, и еще много чего.
Для непосвященных краткую выдержку можно — что такое ФИДО?
Это сообщество энтузиастов, в чем-то анэграундное, типа хакеров. Помимо выраженного кучкования по интересам, отличительной особенностью ФИДО был высокий процент людей, способных внятно ответить на вопрос. Сейчас в интернете ты скрее всего получишь ответ не на заданный вопрос, а на похожий вопрос, на который собеседник знает ответ. А там чаще люди могли вникнуть в твою проблему и действительно помочь. Ну если у тебя получалось заинтересовать специалиста.
В техническом плане это отличалось маршрутизацией. Структура древовидная — узлы соединялись только с конкретными узлами как дерево папок на диске, единого пространства, где каждый мог напрямую соединяться с каждым не было.
Это диктовалось структурой телефонных связей. Многие ноды вообще общались только с узлами. Узлы были круглосуточные, или ночные — когда человек на ночь выключал телефон, ставил модем и запускал всех своих пользователей в конференции. Многим было интересно просто настроить чтобы ничего не падало, а потом по ночам вскакивали и проверяли, работает ли. Потому что если не работает на следующий день люди могли позвонить и начать спрашивать, а по каким это причинам они не могли почту получить.
То есть сеть сильно меньше, и сильно социальнее, потому что люди были фактически привязаны друг к другу.
Да, ников, например, не было в принципе, только реальные имена и телефонные номера. Плюс иногда приходилось ходить к пользователям и помогать им с настройками.
Эхоконференция — это форум?
Да. Сильно тематический. Оффтопики сильно не приветствовались.
Все это закончилось с приходом доступного интернета?
С приходом высокоскоростного интернета. Потому что на диалапе человек все же имел выбор — платить стабильно денег провайдеру, или на халяву, за социальные связи разбираться с настройками в ФИДО.
То есть ты получал некоторый аналог интернета за абонентскую плату за местную телефонную связь. Такая пиратская сеть получается.
Любовь российского народа к халяве сделала эту сеть народной. За рубежом все это было сильно меньше распространено.
Телефонный аналог опенсорса.
Телекомуникационный нелегальный опенсорс. Поэтому и пиратское распространение софта там было даже не нормой, а законом. Как у китайцев сейчас.
То есть другой судьбы у ФИДО не было. Прими это явление действительно массовый характер, его бы просто зарегулировали — ну нельзя бесконечно воровать у телефонных компаний трафик. А так просто интернет всех съел.
Большой гвоздь в это дело вбил Волгателеком, когда ввел повременку на телефон, одновременно задрав безлимитку. И даже на безлимитке сейчас есть порог трафика, выбрав который, ты начинаешь платить.
Безлимитной была местная связь. А как соединялись с другими городами?
Были узлы, кторые работали в конторах, у них была междугородная связь. И в крупных телефонных компаниях были узлы, которые гнали через служебные каналы этот трафик.
До какого времени это просуществовало в каком-то понятном виде?
Когда на день программиста на фидопойку приходило 100-200 человек было понятно, что это все живо. Года до 2005. Вообще люди, которые этим всем занимались более плотно, и даже писали как все начиналось, до сих пор периодически собираются. Например, небезызвестный Боза, он же Миша Жеребкин — я его видел на дне программиста в этом году. Те же бородатые люди, там же собираются.
На твой взгляд, наиболее важные события в жизни айти в Саратове за 10-20 лет.
Приход аутсорсеров, которые давали работу множеству толковых людей. Та же Зеленоградская контора, в которой я работал — это тот же аутсорс, по большому счету. Дизайн-студия микросхем, которая не имеет собственного полупроводникового производства, и работает под заказ.
Банки развивались — было мало, стало много. Сейчас карманные банки потихоньку выпиливает ЦБ, общее число их сокращается. Всех загнали в строгие рамки, понятие банковской тайны уже фактически не существует.
А какая тайна существует?
Надо с адвокатами пообщаться, как у них с этим делом. Выпуск айфона с отпечатками пальцев как бы намекает нам, что тайн вообще скоро не будет (смееется — ЕФ).
На мировом уровне события?
Выход Active Directory — это было сильно. Многих прогнуло под себя (Novell так вообще выпилило), потому что позволило просто организовывать маленькие и большие сетки, с разграничением прав и т.д. Сейчас основное айти — это сети, а сети это Active Directory. Даже ее заменители практически полностью копируют функционал и основные решения. Мода на облака несколько уменьшила общий вес всего этого, но видится мне, что облака могут сдуться. Тогда снова начнут развиваться локальные хранилища.
Почему мода пройдет?
Слишком непрогнозируемая управляемость. Падает Амазон на час, и это во всем мире, и ты НИЧЕГО не можешь с этим сделать. Поэтому облачное будущее туманно.
Видишь ли ты какие-то перспективы развития Саратова в области айти?
Грустно все тут. Не знаю.