← Вернуться назад

Интервью брал:
Максим Балтаев
08.03.2018

Поделиться:
Пожалуй, сегодняшний собеседник не нуждается в пояснениях. КНиИТ СГУ, олимпиадное программирование - темы нашей беседы

Антонина Федорова

Антонина Гавриловна, давайте сразу в галоп. Вы декан КНиИТ, и вся эта огромная машина находится в вашей зоне ответственности. Что из того, что входит в эту зону, вы считаете собственно вашим, и что главным?

Когда руководишь таким факультетом, сложно выделить что-то главное. Сегодня (28.02.18) 18 лет КНиИТ СГУ, и 10 лет из них я являюсь деканом. Все вопросы важные и взаимоотношения с преподавателями, и с громадным количеством студентов. Мы начинали с 49 студентов, были тогда самым маленьким факультетом, а сегодня мы на 3 месте по численности в СГУ.

 

Сколько студентов у вас?

На данный момент обучается более 800. В этом году мы приняли 280 человек, на 6 направлений бакалавриата, одну специальность. Еще есть 3 направления магистратуры и аспирантура.

 

А преподавателей?

60 штатных единиц.

 

60 человек, понятно.

Нет, штатных единиц. Штатных сотрудников меньше, потому что многие вынуждены работать на полторы ставки. Это связано с общим положением дел в стране с образованием в целом.

 

Если смотреть вперед и говорить о перспективном развитии какие задачи вы ставите перед собой, преподавателями, факультетом?

В первую очередь, это, конечно, удержать ту планку и направление, которые мы сегодня взяли. Мы готовим хороших специалистов, нам есть кем гордиться, но требования к подготовке айти-специалистов постоянно растут, и так же растут требования к преподавателям. Наша задача не отстать от развития технологий, и самим расти, чтобы сохранить способность обучать студентов.

 

Как вы это делаете?

Мы, безусловно, пытаемся поддерживать связь с работодателями. Это было первой задачей, которая стояла передо мной как деканом привлечь работодателей к организации учебного процесса. Уже в 2008 г. первая компания Мирантис открыла у нас базовую кафедру. Потом к нам в 2010 г. присоединилась ЭПАМ Системз, и с ними мы опробовали курсы для преподавателей когда практикующие преподаватели проходили краткие курсы промышленного программирования. В этом году на базе Института дополнительного профессионального образования университета и, опять же, при участии ЭПАМ мы провели курсы повышения квалификации.  Мы привлекаем работодателей и из других компаний, у нас работают сотрудники Грид Динамикс и НетКрекер, мы рады видеть всех, кто считает подготовку айти-специалистов общей задачей.

 

То есть там показывали практики, использующиеся сейчас.

Да, в промышленном программировании. Ну и кроме того есть традиционные возможности повышения квалификации в других вузах, участие в конференциях, разработка новых актуальных программ по возникающим в информационных технологиях направлениям. Мы внимательно следим за этим и стараемся не отставать.

 

Можете назвать одно-два из нового и актуального.

Искусственный интеллект, машинное обучение, анализ больших данных.

 

Ну, они уже не новые.

Безусловно, они уже популярные, и студенты стремятся писать по ним курсовые и выпускные работы, так что приходится и преподавателям не отставать, чтобы предлагать такие темы и руководить учащимися.

 

Давайте попробуем поговорить про проблемы преподавателей. Со стороны выглядит так есть профессиональные преподаватели, которые работают за очень небольшую зарплату и которым трудно поддерживать реально актуальные технические знания на курсах поучиться можно, но это совсем не то. С другой стороны, есть практика, когда лекции и практику ведут действующие сотрудники айти-фирм, но это тоже не панацея, потому что у них есть живой опыт, но нет понимания, как именно надо учить. И как этот зазор преодолеть непонятно.

Я несколько раз писала и говорила об этом на научных конференциях. Есть очень большая проблема в образовании, связанная с текущим состоянием промышленности и экономики в стране. Раньше была стройная система профессиональной подготовки профтехучилища, техникумы, институты, университеты. И мы были уверены, что выпускники каждого из этих уровней так или иначе востребованы. Когда была уничтожена промышленность, образование тоже осталось не у дел. Например, исчезли техникумы. Сейчас потихоньку формируется запрос, и идет речь о том, чтобы университеты единственные оставшиеся государственные учебные заведения после школы выдавали специалистов разного уровня. Последние статьи, в которых чиновники говорят, что можно подготовить айти-специалиста за 1.5 года это как раз уровень техникума, если не ПТУ.

Мы сейчас перешли на двухуровневое образование 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Бакалавриат это не совсем полноценное высшее образование, потому что после него нельзя, например, поступить в аспирантуру или преподавать в вузе. Думаю, что по многим направлениям подготовки в университетах нужно восстанавливать специалитет.

 

С точки зрения работодателя, если человек 4 года занимался тем, чем нужно может быть, оно и достаточно.

Опять с точки зрения какого работодателя? Если ему нужен программист может, и достаточно. Более того, у нас и со 2-3 курса студентов берут на работу, и, наверное, они справляются.

 

А кто еще нужен работодателю?

А разве не нужны те, кто разбирается в айти-технологиях до уровня разработчика, до системного аналитика, до способности лучше заказчика понимать возможности новых технологий и самому предлагать нестандартные решения проблем?

 

Нужны. Но за лишних два года их же этому не научишь.

Да. Но если бы была выстроена система, которая поэтапно закладывала нужные базовые знания к этой задаче было бы проще подойти. Нельзя сегодня приготовить специалиста в айти-области под каждого работодателя в отдельности. Поэтому важно закладывать базовые знания, а не натаскивать на определенные технологии. Без математики человек может быть программистом, но не айти-специалистом. Выучить один или несколько языков программирования не сложно, но это не совсем то, что сделает из человека по-настоящему востребованного профессионала.

Университетское образование в рамках образовательной системы в целом это штучный товар, оно не может и не должно быть потоковым.  Я говорю о людях, способных к научным исследованиям в области компьютерных наук и информационных технологий, к системному анализу возникающих задач, способных разрабатывать, создавать, а не только использовать и внедрять.

Раньше крупные заводы имели собственные институты или лаборатории например, Конструкторское бюро промышленной автоматики при заводе имени Орджоникидзе. Многие наши выпускники шли работать на эти предприятия, например, саратовская авиационная промышленность активно использовала наших выпускников. Сейчас у многих компаний есть свои учебные центры, в которых они готовят студентов под свои потребности. К счастью, некоторые компании дошли до понимания, что правильнее идти в вуз и помогать обучать студентов на всем протяжении обучения, а не выдергивать в свой офис и учить под себя за 1-2 года.

 

За 3-4 месяца на самом деле.

И кого готовят за это время? Натаскивают под конкретный проект, чтобы человек мог начать работать. Ну и какой кругозор будет у человека с такой подготовкой? Так и идет мы сейчас с 4 курса отчисляем студентов, потому что они работают в ЭПАМ, Грид Динамикс или какой другой компании и учиться не могут, потому что важнее проект.

 

Хороший вопрос. Человек, который хорошо понимает, куда ему развиваться, и в рамках компании нужный путь пройдет в конце концов, можно поменять проект, найти ментора или курсы, освоить альтернативную область. Вопрос понимает ли он. Получается, что компании выдергивают людей из продуманного образовательного процесса и загоняют их в свои рамки, мешая развиваться.

Да. У него все равно не будет базовых знаний в математике, физике, системном понимании отрасли.

 

Понятно. Но мы как-то впрыгнули в этот вопрос с другого, и давайте к нему вернемся. Как все же закрыть дыру между умеющим преподавать, но не очень знающим технологии, и приходящим с проекта, знающим практику, но совершенно не умеющим, а зачастую и не желающим учить преподавателем? Закрыть сейчас, а не в какой-то перспективе, когда поменяется подход к образованию?

К сожалению, мне кажется, что мы не решим этой проблемы, если не поменяем коренным образом зарплату преподавателей. Сегодня мы не можем оставить в вузе наиболее грамотных и подходящих для научной деятельности студентов. Не можем вырастить молодую смену, потому что они уходят. Раньше было большой гордостью и честью работать в университете. А сегодня нам сверху предлагают самим идти зарабатывать в айти-сферу. Многие трудятся на 1.5 ставки, просто чтобы выжить. И при таком подходе развиваться, готовить новые очные и дистанционные курсы, держаться на пике технологий очень трудно.

Другой вопрос как обеспечить предприятия нужными кадрами. Может, я отстала от жизни, но мне кажется, что надо вернуть систему распределения после выпуска, когда студент должен отработать несколько лет в компании, которая связана с вузом, там, где сегодня необходимо государству. Я понимаю, почему эту систему отменили потому что стало некуда их распределять.

 

И сейчас некуда.

Вот пока такая ситуация остается, мы не решим эту проблему ни для вузов, в которых нет денег, ни для предприятий айти-сферы, которым нужны определенным образом подготовленные специалисты.

Ведь не только айти-компаниям нужны наши выпускники. Каждый день звонки раздаются, и все просят хороших программистов.

Только где ж их взять? Наш факультет, мехмат, СГТУ принимаем на первый курс много, да и выпускаем немало. Если бы они все пошли в программисты может, этого и было бы достаточно. Но айти-профессий много, а лучшие выпускники сразу уезжают в Москву,  в Петербург или за границу, Потому что там лучше инфраструктура, социальная сфера, перспективы.

 

Эта ситуация не меняется с течением времени? Как уезжали, так и уезжают?

Она меняется только в худшую сторону, по крайней мере, если говорить про отъезд в столицы, причем уезжать стали сразу после школы.

У нас есть хорошие традиции и огромная база олимпиадного программирования. С середины прошлого века мы работаем со школами, стараемся отбирать себе лучших абитуриентов и готовить из них программистов. И наши требования со временем не падают но набирать эти группы становится все труднее и труднее. Потому что лучшие не идут к нам, стремятся уехать. 8 лет мы проводим школьные олимпиады по математике и информационным технологиям, победителям и призерам которых предоставляется право льготного поступления в вузы, в том числе на наш факультет. В последние годы ни один из победителей и призеров к нам не пришел.

 

Уезжают в более престижные вузы. И это потому, что Саратов такое место.

Не только Саратов многие регионы страдают. Мы в этом плане еще в выигрышном положении, тут много айти-компаний открывают филиалы, и их число будет увеличиваться.

Приходили ко мне недавно из Общественной палаты, просили программистов, и предлагали увеличить набор на айти-специалистов.

 

Зачем Общественной палате программисты?

Интереcные идеи есть у них, у бизнесменов, у банков   все хотят иметь хороших программистов и решать свои задачи.

 

То есть задачи ваши понятны, но решить их без коренных изменений невозможно.

Я пессимист, но хочется верить, что после того, как мы восстановили армию и заставили уважать себя в плане внешней политики дойдет очередь до промышленности и образования. Пока нет промышленности и образования нет. А вот когда будет запрос на специалистов, тогда можно будет обучившихся за государственный счет на несколько лет оставлять “вернуть долги” государству. А сейчас мы айти-компаниям предлагаем перекупать друг у друга приглянувшихся специалистов.

Они так и делают.

Давайте попробуем поговорить про студентов. Чему вы учите молодежь и как вы это делаете?

Базовые знания никто не отменял. Слава богу, большие айти-компании начинают понимать, что айти-специалисты должны знать матанализ, логику, алгебру и геометрию. Если нет логического склада ума то и программиста хорошего из него не получится.

 

Мы говорим о знаниях или навыках?

И о том, и о другом. Не имея знаний не получишь навыков.

И математика, и матанализ в частности являются базовыми дисциплинами для формирования логического мышления?

У нас есть еще компьютерные науки.

 

Просто инженер может проработать десять лет в айти-компании и не столкнуться с задачами, требующими глубокого знания data science или алгоритмов.

И все равно, поставленное мышление позволяет найти правильное неочевидное решение для множества задач, не обязательно алгоритмических.

 

Как это привить студенту, и есть ли какие-то тенденции “раньше было проще учить, сейчас тяжело” или наоборот?

Трудность в том, что студент сегодня не привык работать. Тех, кто своим трудом добивается своих знаний, сейчас немного, основная масса считает, что преподаватель должен “вложить” в него, донести суть предмета. Однако если человек учится, чтобы получить оценку он получит оценку, не знания. А есть еще те, кто считает, что оценку можно получить не учась, особенно уже работающие. Они ощущают себя востребованными, а требования преподавателя второстепенными. В результате мы имеем задолженности и вереницу родителей в деканате.

С другой стороны, доступ к информации сейчас колоссальный, студенты сами находят интересующие их курсы и проходят их, и это очень хорошо. И преподаватель может подготовить дистанционный курс и предложить его студентам, тем самым повысив интенсивность преподавания. В техническом плане у нас есть инструменты, мы используем порталы school.sgu.ru, course.sgu.ru, сайты для олимпиадной подготовки программистов. Образовательный портал school.sgu.ru создавался для обучения школьников информатике и программированию, а сегодня его используют и школьники, и студенты, и учителя, и преподаватели.

 

То есть студенты поделились на две части на тех, кто учится сам, и тех, кого хоть обложи удобными инструментами толку все равно нет.

Можно и так сказать, потому что все-таки мы отчисляем довольно много.

 

Это хорошо или плохо?

С одной стороны, безусловно, плохо, так как говорит о том, что студент приходит не готовый к реалиям высшего образования. Он готовился и сдал ЕГЭ, и, наверное, ждал, что дальше все будет просто. А с другой стороны, мы выпускаем востребованных специалистов, и за них не стыдно.

 

Как вы к ЕГЭ относитесь?

С точки зрения вузов и приемной кампании это очень удобно. Люди пришли с баллами, мы их взяли замечательно. Для самих учащихся все не так радужно. Может быть, потому, что не сумели выстроить непрерывный мостик адекватного обучения от прочных знаний к результатам ЕГЭ. Сейчас от учителей, в частности, требуют, чтобы их ученики как можно лучше сдавали ЕГЭ. В результате 10 и 11 класс уходит не на учебу, а на подготовку к госэкзамену. Поэтому уровень усвоенных в школе базовых знаний упал.

Наш факультет набирает школьников с более высокими баллами, чем в среднем по вузу. Но и отчисляем мы их больше среднего.

 

Есть навскидку данные какой процент отсеивается?

Мы отчисляем примерно 30-40 человек за семестр.

 

А если вернуться к делению на тех, кто хочет учиться сам, и тех, кто только в вузе понимает, что такое учиться тут какое соотношение будет?

Сложный вопрос. От года к году разные наборы приходят, но все же самостоятельно хотят и могут учиться, «грызть гранит наук» немногие.

 

Вам нравится ваша работа?

Я работаю в этой сфере почти полвека. Да.

 

Что хорошего, что вам доставляет удовольствие?

Когда видишь, что студент осознает, что преподаватель хочет его чему-то научить. Когда он перестает считать тебя вредным, и начинает воспринимать то, что ты пытаешься в него вложить. Это очень приятно.

И отношение выпускников греет. В юбилейный год мы собирали отзывы от тех, кто закончил наш факультет, и получили много замечательных слов. Понимаешь, что ты не зря прожил жизнь, что люди ценят и помнят наших преподавателей. Так что это очень трудный, но очень благодарный труд учить.

 

Оставим в стороне глобальные изменения в системе образования, попробуем взять более короткий прицел. Если бы у вас была возможность изменить что-то, не особо стесняясь в бюджете что бы вы сделали, чтобы работа факультета стала лучше?

Ну, достойная зарплата преподавателя позволила бы подготовить себе смену. Это самое важное. Безусловно, у нас есть молодые люди, которым интересно участвовать в научной деятельности, в разработках; на хакатонах видно, сколько молодых людей с горящими глазами вокруг. Если бы мы могли формировать стабильный и квалифицированный коллектив преподавателей готовить столь востребованные кадры можно было бы гораздо легче и лучше.

 

В два раза надо поднять зарплаты? В три?

Нужно говорить об окладах, а не зарплатах. Судите сами оклад доцента это 20.000, старшего преподавателя 12.000. Это после повышения с января 2018 года.  На сколько надо поднять оклад, чтобы оставались в университете лучшие? Профессор Санкт-Петербургского университета ИТМО  А.А. Шалыто несколько лет назад высказал эту идею оставлять в вузе лучших. Они к нам, кстати, очень уважительно относятся, и первыми сказали про саратовскую школу программистов, номинировали меня и Михаила Мирзаянова на государственные премии в области образования.

Если эту идею удастся реализовать может быть, что-то и изменится.

 

Чтобы оставлять лучших, оклад должен быть в 3-4 раза больше названных сумм. Правда, если резко поднять зарплаты, это само по себе многого не даст, но хотя бы можно будет вести постоянную работу по формированию преподавательского корпуса, согласен.

И возвращаясь к заданному в самом начале вопросу есть ли что-то, что вы самостоятельно направляете, во что вкладываетесь?

Я декан факультета КНиИТ, недавно передала заведование кафедрой молодому заместителю, и еще я научный руководитель Центра олимпиадной подготовки программистов имени Н.Л. Андреевой, ему в этом году исполняется 15 лет. Именно Центр является одной из моих главных забот и тревог, приносящей и огорчения, и радость.

Расскажите про него подробнее тогда.

Поводом для его создания стало участие в чемпионате мира по программированию. В 1996 г. нас впервые пригласили участвовать в полуфинале командного студенческого чемпионата мира в г. Санкт-Петербурге. Я тогда была заместителем декана по информатике механико-математического факультета СГУ, была тогда такая должность. Наталья Львовна Андреева была доцентом кафедры математического анализа, и ее силами с 1987 г. проводились олимпиады по программированию в Саратовской области и личные, и командные.

В 1996 г. мы собрали первую студенческую команду. Это были Роман Милючихин, один из сегодняшних руководителей Grid Dynamics, Алексей Суслов, кандидат наук, сотрудник ВЦ СГУ, и известный всем в айти-сфере Павел Комков (мы очень благодарны ему за то, что он до сих пор приезжает к нам из Ирландии помогать проводить четвертьфиналы этих соревнований).

В 1998 г. нам предложили проводить у себя четвертьфинал, так как увидели у нас задел на будущее и потенциал для расширения олимпиадного движения, и вот уже 20 лет мы это соревнование ежегодно проводим. Наш регион является самым массовым по числу вузов, к нам приезжают студенты из 26 субъектов Российской Федерации Приволжского, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Условий для тренировок в то время никаких не было, мы проводили занятия в разных аудиториях СГУ и мечтали о Центре олимпиадной подготовки.  Первым важным событием для нас было создание Павлом Комковым своей тестирующей системы для онлайн-проверки результатов олимпиад, которая с тех пор им многократно переписывалась, улучшалась и используется у нас до сих пор.

К концу прошлого века Наталья Львовна тяжело заболела, но не прекратила участия в олимпиадном движении, в организации областной летней школы для одаренных математиков и информатиков. 24 июня 2003 г. она ушла из жизни, а 23-го ректор СГУ подписал приказ о создании Центра олимпиадной подготовки программистов, выделив помещение в 5 корпусе. Это был очень важный шаг, потому что помещений в университете всегда не хватало. За 1.5 месяца нам удалось все отремонтировать, решить организационные вопросы, и с 1 сентября 2003 г. Центр олимпиадной подготовки программистов имени Н.Л. Андреевой заработал. Я была его руководителем до 2009 г. С 2004 года тренером команд университета, а с 2009 года и руководителем ЦОПП стал Михаил Мирзаянов, который к тому времени завершил олимпиадные выступления дважды серебряным призером чемпионата мира и чемпионом Европы по программированию.

Раньше мы отбирали кандидатов на олимпиадную подготовку, оставляя около 20-25 человек. На каком-то этапе перешли к набору, когда все желающие заниматься олимпиадами зачисляются в Центр. Теперь это в основном студенты КНиИТ и, к сожалению, все меньше мехмата, а физиков нет совсем — тоже к большому сожалению. Им читают лекции, дают дистанционные курсы на самоподготовку, и после первичного отсева остается стабильная группа в 30-40 человек, с которыми продолжается серьезная работа.

 

Вообще, это довольно неплохо.

Если спросить Михаила Мирзаянова, он скажет, что работать становится все труднее и труднее. Олимпиадное программирование фактически становится дополнительной квалификацией, как, например, переводчик в сфере профессиональной коммуникации, мы только диплом не выдаем. И найти способных студентов, готовых усердно этим заниматься сложно.

Студент попадает под пресс. Учиться на КНиИТ сложно. Надо учить не только математические дисциплины, но и компьютерные науки, и прикладными навыками овладевать. Далеко не все и к этому готовы а тут еще олимпиадные задачи. И когда рядом другой студент, который вместо олимпиадной подготовки работает, и получает приличную зарплату у многих пропадает желание продолжать этим заниматься.

 

Говорят, хороший олимпиадник в итоге по зарплате догонит и перегонит такого студента.

Это действительно так. Но если сравнивать наши первые олимпиадники все были отличниками и получили красные дипломы. А сейчас они не успевают быть первыми везде, и это очень сложный момент. Они не успевают, хватают задолженности, которые надо закрывать, а завтра нужно на сборы или на соревнования четвертьфинал, полуфинал, финал, и много других личных и командных соревнований различного уровня, в которых нужно участвовать, чтобы не отстать, чтобы саратовские команды оставались среди лучших… и как тут быть?

Может быть, и в рамках учебного процесса нагрузка растет?

Да, учебная нагрузка выросла и олимпиадная подготовка значительно усложнилась.

 

Ну, значит, это норма, и даже если ты семи пядей во лбу придется порваться, чтобы блистать и там, и там.

На самом деле три фактора играют роль средний уровень абитуриентов падает, к нам перестали приходить самые сильные школьники, усложнилась программа в вузе и олимпиадной подготовке. Растет объем материала, уровень подготовки команд олимпиадников постоянно повышается.

В некоторых региональных центрах (таких, как Екатеринбург, Пермь) губернаторы назначают олимпиадникам, оставшимся учиться в регионе, специальные стипендии.

Их не так много нужно будет.

Да. И, возможно, про стипендии нужно задуматься не только губернаторам, но и айти-компаниям. Сделать специальный фонд и из него выплачивать. В Питере первокурсникам-олимпиадникам назначалась стипендия 5-10-15 тысяч, которая выплачивалась до тех пор, пока студент сдает сессии без троек.

 

А в других регионах компании участвуют в таких программах?

Не знаю, у всех вузов свои возможности.

 

С точки зрения айти-компании, проще, может быть, открыть базовую кафедру, чем платить стипендию студенту, понимая, что он по окончании вуза все равно пойдет к конкуренту или вообще уедет из города.

Базовых кафедр можно открыть 1-2, на все компании не хватит.

 

Просто там есть иллюзия, что ты своими руками воспитываешь студентов, и потом тех, кто нужен, забираешь. А со стипендией даже этого нет.

Но можно же сказать, кто именно дает стипендию, и так выделиться. Вот, например, Mirantis много лет платил стипендии трем командам, победителям нашего четвертьфинала. И для 9 человек это была хорошая поддержка и стимул.

По базовым кафедрам тоже не все просто. Туда приходят преподавать люди, работающие на проекте. И проект для него в безусловном приоритете. Поэтому на базовых кафедрах большая текучка. А студентов надо знать, чувствовать, их надо любить, только так будет толк от лекций и практики.

 

Ну вот навскидку непонятно, как вообще сделать так, чтобы человек из айти-компании серьезно относился к преподаванию, вкладывался в него. Если это, конечно, не его хобби.

Мы обсуждали это с базовыми кафедрами. У компаний же еще есть собственные центры подготовки, и в них работают штатные преподаватели. И есть предложение этих преподавателей перевести на кафедры, чтобы снизить текучку. Но опять же они через несколько лет оторвутся от проектов и перейдут в разряд штатных преподавателей.

 

Надо просто искать энтузиастов и как-то их стимулировать.

Да, стимул необходим. Если, например, мы хотим оставить у себя аспиранта, фактически мы должны как-то платить ему зарплату, потому что жить на аспирантскую стипендию в 4-6 тысяч рублей блестящий студент не согласится. И потом, когда он выучится, он сможет совмещать преподавание с работой в той же компании, которая платила ему зарплату.

 

Дело в том, что практически все айти-компании находятся ровно в таком же положении, которое вы описывали, рассказывая про уезжающих в Москву олимпиадников. 1-2 компании на вершине пищевой цепи могут брать кого угодно, и они свои кафедры уже открыли. Остальные, может, и задумываются о том, чтобы сделать себе имя через инвестиции в образование, и может, там и деньги не такие большие. Но вкладываться в зарплату лучшим, чтобы они потом ушли в другие компании зачем? Или студент пойдет к ним, но через полгода уйдет к тому, кто не платит аспирантам, но просто держит чуть выше зарплату не важно по каким причинам. Это довольно мучительно с точки зрения менеджмента, принимающего решения. Вроде бы полезно, что ты на слуху, тебя знают студенты но все эти же студенты все равно придут к тебе после окончания вуза, или через 2 года работы у конкурентов, как минимум, посмотреть на варианты.

Наш университет входит в рейтинги ведущих вузов России. Наш факультет вместе с Центром олимпиадной подготовки программистов и Центром непрерывной подготовки айти-специалистов способен готовить высококвалифицированные кадры в области информационно-коммуникационных технологий и, если Саратов хотя бы приблизится к званию «Столица Поволжья», то перспектива у нас, конечно, есть.

 

Да. Если будет больше уверенность, что даже если человек ушел из компании он не уедет из города найти бюджеты на поддержку образования станет проще.

В Университете ИТМО сотрудники одной из кафедр получают вполне конкурентную зарплату, на уровне 70-100 тысяч рублей, именно от предприятий. И преподавателям там не стыдно смотреть в глаза своим бывшим сокурсникам, ушедшим в айти-компании. Так что пример есть.

 

У нас как-то все крутится вокруг государства все равно, в плане надежд на возрождение образования. Саратовские айти-компании при этом с государством не связаны вообще, по крайней мере, крупные. С какими запросами к вам обращаются представители окологосударственных структур, что они хотят от факультета?

Все чаще обращаются заводы. Мы упоминали КБПА, а сейчас на заводе Орджоникидзе вновь создана структура, которой нужны сильные программисты. Им нужны специалисты, хорошо владеющие и высоко- и низкоуровневыми языками, им нужны разработчики программного обеспечения для бортовых систем вертолетов. Можно надеяться на возрождение былой значимости. И банки, и мелкие предприниматели все хотят программистов.

Хорошо звучит в новостях “Цифровая экономика”. И тут же рядом выучите нам айти-специалиста за 1.5 года. Идут разговоры про пятьдесят тысяч компетенций, на соответствие которым проверят всех граждан насколько они знают и умеют пользоваться айти-технологиями, собираются привлекать айти-компании к этому процессу. Я считаю, что никакая цифровая экономика без повышения престижа высшего образования не состоится.

Государство отдало на самопрокорм все, что могло. Сейчас оказалось, что эффективность самопрокорма несколько сомнительна, и в критические области приходится возвращаться. Посмотрим, как оно пойдет.

Раньше соотношение было понятное 1 преподаватель на 10 студентов. Но сегодня есть дорожная карта, которая заставляет каждый год увеличивать число студентов на одного преподавателя. За счет чего может, студент стал умнее? Нет, предполагается вводить больше самообучения, дистанционных курсов…

 

… тесты вместо экзаменов. Океей.

Как вы считаете, повысит ли это уровень образования? Пока нет. Может быть, в какой-то перспективе.

 

Если мы идем к дистанционному обучению, непонятно, зачем нам вообще вуз. Порталов и курсов много, выбирай проверенные и учись там!

Ректор Высшей Школы Экономики об этом и говорит если ваш доцент не силен в каком-то научном направлении, у него нет там научных статей не надо, чтобы он читал лекции по этой дисциплине. Пусть студенты приходят к нам, мы дадим им дистанционный курс и удостоверим, что они получили актуальные знания. Всё, вузы не нужны! Останется ВШЭ и 2 вуза в Москве и Питере.

 

Отличный план. Я не фанат дистанционных курсов, потому что там легко получить знания, но трудно получить системные навыки. В формате “иди, поучи то, что хочешь” фундаментальные знания усвоить трудно, даже если ты внимательно читаешь курс и делаешь много практики. Трудно увидеть слепое пятно, некому подправить неправильно усвоенное в итоге получается “где-то много, где-то мало”. Если есть база, опыт, ты хорошо знаешь, что тебе нужно дистанционные курсы это прекрасно. Формировать так специалиста сомнительно, что получится.

Повторюсь растить специалиста надо со школы. Мы получаем абитуриентов с баллом в 225 это выше среднего, но учиться им сложно, базовых знаний не хватает по математике, физике, информатике.

 

Что вы делаете в такой ситуации, кроме отчисления?

Пытаемся восполнять пробелы, давать заново школьные знания. Мехмат сделал курс “Введение в математику и информатику” в нескольких частях, выделяются дополнительные часы на них. На нашем факультете пока такого курса нет, и очень не хотелось бы его вводить.  Это же не уровень подготовки высококлассного специалиста — требования растут…

 

… а мы вынуждены среднюю школу проходить.

Понятно. Есть ли какие-то вехи или события, которых вы ждете в ближайшие 2-3 года?

Для меня главное удержать текущий уровень подготовки. Продолжать работать с айти-компаниями, найти способ поднять зарплату преподавателям. Все остальное для обеспечения достойной подготовки студентов у нас есть.

Как вы оцениваете шансы нашей команды на следующем чемпионате?

Ребята сейчас тренировались хорошо, на последних сборах в Петрозаводске они были 8-е из 20 команд, которые едут на финал чемпионата мира. В марте они поедут на сборы в МФТИ. Надеемся, что они выступят достойно. Не знаю, насколько можно рассчитывать на медали, уровень других вузов вырос очень сильно. В финал выходят вузы из стран, которые долгое время вообще не появлялись там, например, из Прибалтики или США. В том числе и потому, что наши финалисты и чемпионы едут в Индию, Китай, другие страны, и тренируют там команды. О медалях мы мечтаем и надеемся  их получить: у нас есть две золотые, пять серебряных медалей взять бронзу тоже было бы хорошо.

Фото предоставлены А. Федоровой и В. Хмелевым