В общественной жизни дизайнера в Саратове мало что происходит. Связано ли это с низким спросом или с низким предложением — трудно сказать, но факт налицо. И когда тут проходят такие вещи как «Дичь» — это всегда немного праздник.
Поэтому немного грустно было видеть в этот день порядка 50 человек, из которых не более 20 — дизайнеры. Выступающий Денис Башев позже скажет, что по его подсчетам в России около 300 000 дизайнеров. Но где они и как их объединить — никто не знает. Саратов — не исключение из общероссийской тенденции. Дизайнеров, работающих в студиях или компаниях, с большими дизайн-отделами, подавляющее меньшинство. У остальных же необходимости общаться с коллегами нет никакой. Прибавьте сюда творческую конкуренцию и тонкую душевную организацию. Получите полное отсутствие комьюнити. И все бы ничего, но это всё приводит к стагнации в профессии. Потому что для развития недостаточно посмотреть красивые картинки на behance. И даже лекций на youtube недостаточно. Нужно встречаться и общаться и не только на тему трендов и изменений в логотипе Яндекса. Важно знать, как другие люди организуют свою работу, как выйти из творческого кризиса, как перестать работать 80 часов в неделю, потому что постоянно демпингуешь.
По моим личным подсчетам в Саратове более 20 дизайнеров, но почему столь немногие смогли посетить эту встречу — остаётся загадкой. Возможно организаторы не учли тот момент, что важно объяснить не только какой отличный к нам приедет докладчик, но и ЗАЧЕМ нужно приходить.
Дичь проходит в Саратове не первый год, спикеры приезжали разные, но это всегда топовые профессионалы, которые у всех на слуху. На этот раз это было выступление единственного докладчика, Дениса Башева. Он в Саратове не первый раз. Несколько лет назад на Дичи он проводил 2х дневный интенсив. Сейчас Денис является более чем успешным арт-директором и основателем студии DILLETANT, преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ и обладателем множества премий. А также он сооснователь бренда Свиристель, который делает сувениры, рассказывающие о том, что Саратов это не глушь. Да и просто очень приятный и располагающий к себе человек.
Выступление Дениса началось с вопроса всем присутствующим «кто ты и зачем пришёл». Представление всех гостей заняло около получаса и дало всем заинтересованным информацию об окружающих. Большинство из них оказались менеджерами, многие — студентами с горящими глазами, немногие — практикующими дизайнерами и несколько — директорами, пришедшедшими «похантить». Как можно было хантить в условиях лекции кого-то, кроме выступающего — неизвестно. Порадовал десант из 6 человек, специально приехавших из Волгограда. Порадовал потому, что у нас хоть что-то интересное происходит, оказывается.
Дичь расшифровывается как «Дизайн И Человек». Именно об этом было почти 5ти часовое выступление Дениса. Как быть человеком в дизайне. Тема лично для меня крайне важная. Он рассказал многое о своей работе. Не о творческом процессе, а об организации труда фрилансера и общении с заказчиками. Конечно, был затронут вопрос денег и ценообразования. Сам Денис определил свои цены, исходя из собственных потребностей и количества иждивенцев (жена, трое детей, 2 кошки, собака, рыбки и краб Валера тоже бездельники (с)). На эту тему вопросов у публики было немало. Основной из них: у меня низкие цены и, чтоб выживать, я беру очень много заказов. Что я в жизни делаю не так? Ответ специалиста: поднимай цены, снижай количество заказчиков. А иногда можно не брать денег вовсе. Работать по бартеру. С кем-то за еду (красочный пример из личного опыта), с кем-то ради громкого имени в портфолио, с кем-то то из любви к искусству.
Вообще очень много было сказано об общении с клиентами. По словам Дениса, учиться мы можем только у клиентов, вникать в тонкости их работы или производства. И, переступая через собственную лень и привязанность к своему любимому креслу, обязательно надо встречаться с заказчиком вживую. А еще путешествовать. В идеале, путешествовать за счет заказчика в его город или страну. Тут уж за моей спиной послышались тяжелые вздохи саратовских дизайнеров.
На вопрос терзающий меня многие годы работы на фрилансе “Как начать отдыхать и не думать: а я же могла бы в это время и поработать”, Денис ответил четко: “Составить список приоритетов”. Ответ, который подходит к большинству жизненных вопросов.
Заявленного интенсива с практическими занятиями не получилось. Но мы сами виноваты — задавали слишком много вопросов. Потому что поговорить с человеком такого уровня в твоей отрасли и получить ответы на все свои вопросы на youtube не получится. Не знаю, какое выступление Денис готовил, но в итоге оно почти полностью состояло из развернутых ответов на вопросы. Может быть, затронуть все желаемые темы ему не удалось, но, думаю, каждый получил для себя ответ на собственный вопрос. А это куда более ценно.
В заключении нам показали очень хороший фильм о дизайне и первых советских дизайнерах в СССР “Техническая Эстетика”. В феврале его можно было увидеть в Доме Кино. А также анонсировали фильм “100 лет дизайна”, снятый онлайн-школой дизайна Bang Bang Education при поддержке Издательства Яндекса. Его можно будет посмотреть в Москве на Beat Film Festival 6, 8 и 10 июня. А также (ура-ура) в Саратове в Доме кино 28 июня. Следите за новостями в группе vk.com/dddich . Билеты уже в продаже. Такое пропускать нельзя.
Мое собственное впечатление от Дичи осталось двояким. С одной стороны, ничего кардинально нового я не услышала. Но думаю, что для присутствующих студентов и начинающих дизайнеров это выступление могло дать многое. Помогло задать вектор в будущей профессии. Не боятся двигаться, ценить себя и свое время и свой труд. Узнать, что работать в саратове за 20000 рублей не обязательно, и впереди этого тоннеля есть свет. А с другой стороны, мне никто не обещал учебной программы. Организаторы заявляют Дичь как «заправочную станцию вдохновением и опытом». Вдохновение и опыт — это абсолютно точное определение осадка в голове после Дичи. Спасибо организатору Евгению Наумову за его вклад в развитие города и его жителей.